Новости



Обобщение правоприменительной практики осуществления Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора за 9 месяцев 2018 года

1. Административная практика

В сфере регионального государственного жилищного надзора в отчётном периоде по результатам выявленных нарушений обязательных требований                        в 294 (АППГ – 164) случаях виновные лица были привлечены к административ­ной ответственности в виде наложения штрафов на общую сумму 750 500 руб. (АППГ – 331 800 руб.), из них:

по 36 делам  в отношении юри­дических лиц на сумму 607 000 руб.;

по 25 делам в  отношении  должностных  лиц  на  сумму 24 000 руб.;

по 233 делам в отношении физических лиц на  сумму  119 500 руб.

За период с января по сентябрь 2018 года по результатам выявленных нарушений жилищного законодательства Министерством в 283 (АППГ – 162) случаях виновные лица были привлечены к административ­ной ответственности в виде наложения штрафов на общую сумму 572 500 руб. (АППГ –                              321 500 руб.), из них:

по 27 делам  в отношении юри­дических лиц на сумму 430 000 руб.;

по 25 делам в  отношении  должностных  лиц  на  сумму 24 000 руб.;

по 231 делу в отношении физических лиц на  сумму 118 500 руб.

по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ (нарушение правил пользования жилым помещением) привлечено к административной ответственности                                2  физических лица на сумму 2 000 руб.

по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение обязательных требований законодательства в части содержания общего имущества многоквартирных жилых домов) при непосредственной форме управления многоквартирными домами в 7 случаях виновные лица были привлечены к административной ответственности на общую сумму  183 000 руб., из них:

по 4 делам  в отношении юри­дических лиц на сумму 170 000 руб.;

по 3 делам в  отношении  должностных  лиц  на  сумму 13 000 руб.

по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение режима предоставления коммунальных услуг) в 44 случаях виновные лица были привлечены к административной ответственности на общую сумму 121 000 руб., из них:

по 22 делам  в отношении юри­дических лиц на сумму  110 000 руб.;

по 22 делам в  отношении  должностных  лиц  на  сумму  11 000 руб.

по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов)                           1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности                          на сумму 150 000 руб.;

по ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ (уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным) привлечены к административной ответственности                     3  физических лица на сумму 3 000 руб.;

по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ (отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке) привлечено к административной ответственности                   1  физическое лицо на сумму 1 000 руб.;

по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака в подъездах многоквартирных домов) было привлечено к административной ответственности 225 физических лиц, проживающих в  г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, на общую сумму 112 500 руб.

В отчётном периоде Министерством в адрес мировых судей                                        для рассмотрения по компетенции направлено 23 материала по делам                                 об административных правонарушениях, из них:

по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного жилищного надзора                                        об устранении нарушений законодательства) 5 протокола в отношении юридических лиц;

по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения таких проверок) 5 протоколов в отношении:

- юридических лиц – 1;

- физических лиц – 4;

по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения таких проверок) 2 протокола в отношении юридических лиц;

по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ (неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) 5 протоколов в отношении должностных лиц;

по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде) 1 протокол в отношении юридического лица;

по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) 5 протоколов в отношении юридических лиц.

Мировым судом по ранее направленным делам об административных правонарушениях в 11-ти (АППГ – 2) случаях привлечены к административной ответственности виновные лица путём наложения штрафных санкций                    на общую сумму 178 000  руб. (АППГ – 10 300 руб.), из них:

по 9 делам  в отношении юри­дических лиц на сумму 177 000 руб.;

по 2 делам в отношении физических лиц на сумму 1 000 руб.

по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законных предписаний должностных лиц Министерства) в 5-х случаях привлечены юридические лица                                              к административной ответственности путем наложения штрафных санкций на общую сумму 60 000  рублей;

по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок) в 3-х случаях виновные лица привлечены к административной ответственности путем наложения штрафных санкций на общую сумму 6 000 рублей, из них:

по 1 делу  в отношении юри­дических лиц на сумму 5 000 руб.;

по 2 делам в отношении физических лиц на сумму 1 000 руб.

по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения таких проверок) в 1-ом случае привлечено к административной ответственности путем наложения штрафных санкций на общую сумму 22 000 рублей;

по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) в 2-х случаях привлечены к административной ответственности юридические лица путем наложения штрафных санкций                      на общую сумму 90 000  рублей.

 

2. Судебная практика

В сфере регионального государственного жилищного надзора в  отчётном периоде судами вынесено 15 (АППГ - 15) решений по результатам рассмотрения:

6 (АППГ - 3) заявлений (протестов прокуратуры) на постановления Министерства по делам об административных правонарушениях,

8 (АППГ - 10) заявлений об оспаривании предписаний Министерства.

Вступившими в законную силу судебными актами в 11-ти случаях законность решений Министерства подтверждена, в 3-х случаях решения Министерства отменены.

2.1. Споры по делам об административных правонарушениях

В отчетном периоде судами было вынесено 4 решения, которыми подтверждена законность постановлений Министерства по делам                                     об административных правонарушениях, в том числе по 3 протестам прокуратуры и 1 заявлению организации, осуществляющей оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме:

- в 2-х случаях постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018  по делу № А72-16915/2017 и определением Ульяновского областного суда от 15.02.2018 оставлены без удовлетворения протесты прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска                                  на постановления по делам об административных правонарушениях в отношении Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс» и его должностного лица соответственно. Суды указали, что Министерством правомерно было прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку капитальный ремонт централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется в соответствии с положениями Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642, которыми допускается перерыв подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению свыше 14 дней,   в случае утверждения таких работ органом местного самоуправления. Судебные акты   вступили в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2018                       по делу № А72-10378/2018 отказано в удовлетворении протеста прокураты  Чердаклинского района Ульяновской области об отмене постановления Министерства по делу об административном правонарушении по ст.7.23 КоАП РФ о прекращении производства по делу и возврате дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. Суд согласился с выводами административного органа об отсутствии в действиях МУП «ЖКХ»                             МО Калмаюрское сельское поселение» состава административного правонарушения, поскольку бесспорных доказательств нарушения режима обеспечения коммунальными услугами суду не представлено. Судебный акт не вступил в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2018                       по делу № А72-6916/2018 отказано в удовлетворении заявления                                        ООО «Комстройсервис» на постановление Министерства по делу об административном правонарушении по ст.7.22 КоАП РФ о привлечении                             к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей (наличие снега, наледи на кровле многоквартирного дома № 30 по ул. Мира                             п. Октябрьский Радищевского района Ульяновской области). Суд указал, что материалами административного дела установлено, что снежная глыба травмировала 10 летнюю девочку. Пострадавшая госпитализирована в детскую областную больницу с диагнозом компрессивный перелом тела грудных позвонков. Доводы заявителя о том, что дом находится в непосредственном управлении и договором подряда работы по очитке кровли не предусмотрены суд отклонил, поскольку действующими нормативными правовыми актами на организации, принявшие на себя обязательства по содержанию имущества многоквартирного дома, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении своей деятельности установленных Правил № 170. Бездействие со стороны ООО «Комстройсервис» повлекло причинение вреда и здоровью несовершеннолетнему ребёнку. Судебный акт  вступил в законную силу.

В 2-х случаях судом отменены постановления Министерства по делам об  административных правонарушениях, в том числе:

- решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска                              от 30.01.2018 удовлетворён протест прокуратуры Железнодорожного района                        г. Ульяновска об отмене постановления по делу об административном правонарушении о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй                       7.23 КоАП РФ (нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами), в отношении УМУП «Ульяновскводоканал», дело направлено на новое рассмотрение в Министерство. Судебный акт вступил                    в законную силу;

- решением Димитровградского городского суда Ульяновской области                         от 02.08.2018 было удовлетворено заявление директора ООО УК «ТехМастер»               об отмене постановления Министерства по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 рублей (разрушение бетонной плиты, являющейся козырьком над входом в подъезд многоквартирного дома                            № 1 по ул. 9 Линия г. Димитровграда Ульяновской области). Суд указал, что поскольку договор оказания услуг на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома был расторгнут 31.12.2017, а правонарушение было совершено 22.02.2018, то директор ООО УК «ТехМастер» не может являться субъектом административного правонарушения. Судебный акт вступил                          в законную силу.

2.2. Оспаривание актов ненормативного характера

В отчетном периоде судами были вынесено 8 решений по результатам рассмотрения заявлений об оспаривании предписаний Министерства, из них:

в 7 случаях предписания Министерства признаны законными                                и обоснованными, в том числе:

- решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу                                  № А72-18336/2017 отказано в удовлетворении заявления ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» об оспаривании предписания Министерства                         об устранении нарушений требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Суд указал, что ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» должно было проявить заботливость                                      и осмотрительность, и принять все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей по расчету за коммунальные ресурсы с ПАО                 «Т Плюс». Доводы заявителя об отсутствии реквизитов для оплаты суд признал несостоятельными. Доказательства, подтверждающие принятие всех мер                          к надлежащему соблюдению требований по расчету за коммунальные ресурсы, ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» не представлены. Судами апелляционной и кассационной инстанций решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения. Судебный акт вступил                                 в законную силу;

- в 2-х случаях решениями Арбитражного суда Ульяновской области                      от 20.03.2018 по делу № А72-15178/2017 и от 21.03.2018 по делу                                   № А72-14588/2017 отказано в удовлетворении требований ПАО «Ульяновскэнерго» об отмене предписаний Министерства об устранении нарушения порядка внесения платы за электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды. Суд указал, что ПАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производило расчет, требуя непосредственно от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, в том числе израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Судебные акты вступили в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.04.2018                          по делу № А72-18241/2017 отказано в удовлетворении требований                                ПАО «Ульяновскэнерго» об отмене предписания Министерства                                   об устранении нарушения порядка внесения платы за коммунальные услуги.                 Суд указал, что внесение жителями платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), непосредственно ресурсоснабжающей организации                            и выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением управляющей организацией соответствующих платежных документов, являются неправомерными, противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также условиям договоров управлений многоквартирными домами. Судебный акт вступил                         в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.04.2018                          по делу № А72-712/2018 отказано в  удовлетворении требований                                ПАО «Ульяновскэнерго» об отмене предписания Министерства                                   об устранении нарушения порядка расчёта платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Суд указал, что заявитель расчёт платы за коммунальные услуги производил с нарушением требований абзаца 2 пункта 40 Правил № 354 в объёме свыше объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Судебный акт вступил в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.06.2018 по делу № А72-5865/2018 отказано в удовлетворении требований УМУП «Ульяновскводоканал» об отмене предписания Министерства об устранении нарушения порядка расчёта платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Суд указал, что расчет размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению за июнь 2016 года произведен по тарифу, утвержденному для периода с июля 2016 года, т.е. с нарушением требований законодательства, а именно подпункта «ж» пункта 31 и пункта 38 Правил № 354. Судебный акт вступил в законную силу;

- решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.09.2018                        по делу № А72-10439/2018 отказано в удовлетворении требований                        ПАО «Т Плюс» об отмене предписания Министерства об устранении нарушения обязательных требований порядка начисления платы за коммунальные услуги в жилом помещении. Суд указал, что ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальных услуг перед собственниками помещений дома № 46 и обязано произвести перерасчёта платы за коммунальную услугу, предоставленную ненадлежащего качества. Суду не представлено доказательств того, что норматив подачи горячей воды мог быть значительно снижен именно на указанном примерном двухметровом отрезке между стеной многоквартирным домом и прибором учета. Факт занижения температуры горячей воды на вводе в спорный дом подтверждается, в том числе, перепиской между заявителем и управляющей компанией, жалобами жильцов. Судебный акт не вступил в законную силу;

1 судебное решение, которым 1 предписание Министерства было отменено, в том числе:

- постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 22.02.2018 по делу № А72-12223/2017 оставлена без удовлетворения жалоба Министерства на решение Арбитражного суда Ульяновской области, которым отменено предписание Министерства, выданное ПАО «Ульяновскэнерго» об устранении нарушения порядка ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учёта электроэнергии. Суд указал, что Министерством не доказано,                что данный прибор не является введенным в эксплуатацию и не может применяться при определении объемов потребленной электроэнергии при осуществлении расчетов за данный коммунальный ресурс, и что общество не вправе производить начисления платы за электроснабжение в соответствии с показаниями этого прибора учета. Судебный акт вступил в законную силу.

В 2 (АППГ - 0) случаях производство об оспаривании предписания Министерства судами прекращено в связи с отказом от заявленных требований.

 

3. Защита прав граждан

В целях защиты прав граждан Министерство в июне 2018 года обратилось в суд с исковым заявлением о понуждении собственника жилого помещения провести работы по обеспечению безопасности строительных конструкций жилого помещения в многоквартирном доме.

Решением Ленинского районного суд г. Ульяновска от 04.09.2018 заявленные исковые требования удовлетворены. Суд обязал гражданку К. провести работы по обеспечению безопасности строительных конструкций жилого помещения путем восстановления железобетонной сантехнической кабины; выполнения гидроизоляции по всей площади пола, а также на всю высоту стен и перегородок, ограждающих указанные помещения с последующей облицовкой.

16.10.18 08:45